Природные запасы России действительно огромны. Теоретические оценки этих запасов выходят за пределы, доступные разумным представлениям - это $250-300 трлн. и более. Но реальное промышленное освоение таких запасов на уровне современных мировых технологий может потребовать затрат, минимум в семь раз превышающих оценку их стоимости. Следовательно, доступ к этим запасам действительно проблематичен. Государственность По оценкам специалистов, стоимость разведанных недр Росси - $26-27 трлн. На долю России, как известно, приходится 13% мировых разведанных запасов нефти, более 36% запасов газа, около 30% прогнозируемых запасов угля. Вполне возможно, что разведанные запасы сейчас правильнее оценивать всего лишь в $5-10 трлн., а прогнозируемые - не дороже разведанных. Рентабельность добычи многих видов сырья на удаленных и северных месторождениях также под вопросом. Обеспеченность России разведанными запасами некоторых видов полезных ископаемых выглядит так: нефти нам хватит на 35 лет, природного газа - на 81 год, угля - на 60-180 лет, железной руды - на 42 года, меди - на 40 лет, никеля - на 40 лет. Здесь следует отметить, что США, как известно, законсервировали свои основные месторождения нефти еще в 1946 году. Все национальное имущество России оценивается в 1,6 трлн. долл. США. Сразу возникает вопрос: почему национального имущества накоплено столь мало, ведь в других странах разрыва между этими двумя показателями практически не существует? По всей видимости, причиной этого является недостаточное освоение природных ресурсов, их нерациональное использование и расхищение. Распад СССР, шоковый "переходный" период, реформы с размытыми целями привели страну к тому, что объемы валового национального продукта России в 90-х годах, как известно, сократились на 50%. Однако в последние четыре года ВВП имеет тенденцию к устойчивому росту. В национальном богатстве России основу по-прежнему составляет природный капитал (83-88%), производственный капитал (7-10%) и людские ресурсы - человеческий капитал (5-7%). В развитых странах в целом картина обратная - 10%, 20% и 70% соответственно. Отмечается низкая эффективность использования ресурсов: энергоемкость и ресурсоемкость выпускаемой продукции за последние десять лет выросла в России на 30-60%. По сравнению с РСФСР образца 1985 г., нынешняя Россия - это всего лишь 20% прежнего объема производства, 33,3% розничного товарооборота, 28% валовой продукции сельского хозяйства. Страна, еще десять лет тому назад входившая в тройку ведущих (по объему производства, по экономической и военной мощи, по производству более чем 200 важнейших видов продукции, в том числе нефти, железной руды, чугуна, стали, угля, зерна, минеральных удобрений и т. д.), ныне не входит даже в десятку самых обыкновенных стран мира по основным интегральным показателям состояния национальной экономики. Наше главное богатство - это люди, человеческие ресурсы. Численность населения (в 1996 г. - 147,6 млн. чел.) на естественной основе прирастает только в национальных автономиях России и убывает практически во всех (66 из 70) по преимуществу русских краях и областях, сокращается продолжительность жизни (в среднем с 70 до 63 лет). За период с 1989 по 2002 гг. темпы убыли населения (на 1000 чел.) выросли почти в четыре раза. Население России сократилось за этот период почти на 2,204 млн. человек, несмотря на миграционный приток. Существенны темпы депопуляции в ряде регионов, особенно северных. Только с Дальнего Востока мигрировало более 1,12 млн. чел., а из регионов севернее 60 градусов с. ш. - около 2,6 млн. чел. Наибольший коэффициент миграционного притока - до 1 чел. на квадратный километр городской территории, отмечен в Центральном федеральном округе, а оттока населения до 0,1 - в Дальневосточном округе. Отмеченные тенденции в 2005 г. сохраняются. Оснований для оптимизма нет - Россия вступает в период демографического перехода к малодетной семье. Еще в 1990 г. бывшая третьей страной в мире по численности населения, Россия ныне уже лишь шестая (после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии), а к 2100 году она опустится еще на три ступени ниже, уступив место Пакистану, Бангладеш и Нигерии. В решении глобальных проблем развития и, в частности, природопользования, Россия учитывает важность экосистемных услуг, оказываемых развивающимся странам и странам с переходной экономикой, которые тратят значительные средства на сохранение среды обитания - природных экосистем. Кроме того, Россия обеспечивает сохранность 20% мировых запасов пресной воды и готова предоставить другим странам технологии, позволяющие решать проблемы ее недостатка. Однако богатства - это не только накопленные в прошлом или создаваемые ускоренными темпами новые ценности. В реальной экономике своеобразным показателем неэффективного управления или расточительного использования национальных ресурсов являются возникающие на этой основе упущенные выгоды. В народном хозяйстве России утеряны потенциальные возможности реализации научно-технического прогресса, оказалась невостребованной ни одна из более чем 4,5 тыс. высоких российских технологий, не реализованы сотни конверсионных проектов, упущены возможности на мировом рынке военно-технических средств. Плохо продуманная и подготовленная конверсионная перестройка военно-промышленного комплекса привела к упущению использования научных кадров: 60% специалистов оставили работу в отраслевых НИИ, многие из них эмигрировали. Невольно возникает вопрос: неужели мы настолько богаты, чтобы позволять себе бездарные расходы, растаскивание материальных ресурсов, недобросовестное управление экономикой? Надо твердо помнить, что безмерного богатства не бывает. Машины и металл, хлеб и сырье, материалы и топливо, жилье и производственные фонды, научные и производственные кадры у нас давно используются не по-хозяйски, теряются, расхищаются и разрушаются. Не может, не должна быть Россия только источником бесплатной рабочей силы, дешевого сырья и рынком потребления недоброкачественной продукции Запада. Экономическое развитие России должно опираться на факторы совершенствования управления, на передовые технологии производства и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и в первую очередь - земли. В отличие от многих других стран, основной вклад в прирост национального дохода России сегодня вносит рента - доход от использования земли, территории страны, ее природных ресурсов, всех видов транспорта и современных средств связи, хозяйственной инфраструктуры и извлекаемого из недр сырья, пользующегося повышенным спросом на мировых рынках. Земля - это важнейшее средство производства. На долю ренты приходится 75% общего прироста совокупного дохода России. Таким образом, рента могла бы стать стратегическим оружием России на пути социально-экономических преобразований. Проблема ренты и собственности на землю сейчас весьма актуальна и является предметом заботы законодательных органов и всех властных структур. Речь идет о согласовании принципа частной собственности с другими непременными атрибутами рыночной экономики - свободой и равенством в процессе обмена товаров для всех. А этого можно достичь лишь при условии, что собственник земли и природных ресурсов будет выплачивать ренту, а не присваивать себе то, что ему никогда не принадлежало и принципиально принадлежать не может. Вот в чем суть проблемы собственности на землю. Всемирный банк опубликовал рейтинг богатейших стран мира. Россия относится к беднейшей группе стран со средним доходом, а размеры доли российского национального богатства, приходящейся на одного жителя, в 17 раз меньше, чем в самой богатой стране мира - Швейцарии, и в 13 раз меньше, чем в США. Итак, богатая Россия с ее необъятными просторами, неисчерпаемыми недрами, талантливым народом и богатейшим историческим опытом представляет собой в настоящее время "разбалансированную машину", где экономические, финансовые и энергетические элементы работают не на устойчивость, а на своеобразный политический, имиджевый режим функционирования надстройки, лишенный каких-либо стратегических целей и гуманитарных идей. В этой ситуации представляется целесообразным выходом из положения - формирование новых финансовых механизмов и экономических стимулов, базирующихся на системном подходе к выработке реальных хозяйственных программ с учетом реальных ресурсных возможностей и бережного отношения к среде обитания. Необходимо формировать новое мировоззрение и новый подход к построению экономической стратегии, которые бы четко учитывали издержки избыточности или ограниченности в обеспечении ресурсами, чтобы не было эйфории от "необъятных пространств", чтобы устойчивость существования народа России обеспечивалась бережливостью во всем, чтобы все мы бережно относились к богатствам России и чтобы эти принципы самосохранения стали составляющими нашей национальной идеи. На одного жителя богатых государств, по расчетам экспертов Всемирного банка, приходится в среднем $439 тыс. национального богатства, на человека из бедных стран - около $7200. Первую десятку составляют преимущественно представители Европы, уступившие в ней места только двум представителям других континентов - США (4-е место) и Японии (6-е место). Замыкающая десятка состоит, за одним исключением (Непал), из стран Африки. Беднейшей страной мира признана Эфиопия ($1965 на человека). Россия оказалась в этом листе в компании государств, отнесенных к низшей части средней категории. На одного россиянина приходится $38709 богатств страны. Доля природных ресурсов в этом показателе - $17217, то есть почти половина, тогда как у стран первой десятки - около 1-2%. Почти все остальное - производственный капитал - $15593 (у лидеров - 11-30% общей суммы). Нематериальные активы, к которым относят технологии, человеческий капитал и качество социальных институтов, у России составляют $5900 (15%, тогда как у богатейших стран - от 63 до 87%). По последнему показателю она заметно отстает даже от большинства стран одной с ней категории. Единственным утешением в этой ситуации может послужить лишь то, что некоторые другие экспортеры нефти, по мнению аналитиков Всемирного банка, делают ставку на расходование ресурсов с еще более пагубными последствиями: в занимающей второе место снизу Нигерии показатель нематериальных активов вообще отрицательный. Юрий Сцепинский, советник председателя Счетной палаты РФ, доктор экономических наук, профессор
|