Автор книги "Тибетская цивилизация", изданной в Париже в 1962 г., А. Стейн считает, что Олмо Лунгринг (Ol-mo luhg-ring, Олмо Длинная долина) принадлежал Шаншуну (Zhang-Zhung): "Основатель бона - святой Шенраб Миво, человек из рода Шэнов, родился в Олмо Лунгринг, местности, которая локализуется в Шаншуне. Слово - Шаншун переводится, как "чужая страна". В биографии Шенраба "Зермиг", дошедшей до наших дней в редакции IX в.: "Расширились и умножались страны мира и у истоков четырех великих рек в стране в западной части мира между горами и скалами было государство Олмо Длинная долина. Был там город Bar-po-sobrgyad". Для последователей древней тибетской религии Бон гора Кайлас и, лежащее у его подножия, озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шангшунг, где зародился Бон. Дж. Тучи - мировой авторитет в области истории и культуры Индии и Тибета, автор знаменитой четырехтомной энциклопедии "Индо-Тибет", изданной в 1932-41 гг. в Италии, определяет центр Олмо и бонской веры в районе священного для тибетцев озера Манасаровар в Западном Тибете (страна Шаншун). Это озеро расположено в долине к югу от вершины Кайласа. Намкай Норбу: "Поблизости от горы Тисэ (Кайласа) есть место, называемое Кюнлун, "долина птицы кюн", где в свое время располагалась столица царей Шаншуна, город Гугэ" . Слово шун соответствует тибетскому кьюн (орел-гаруда). Ю.Н. Рерих: "Шаншунг-ги-юл (Гуче) находится в Западном Тибете". "В тексте "Шамбала-лам-йиг", сказано, что королевство Шамбала находится в горном районе, со всех сторон защищенном высокими снежными хребтами" . Директор Института по изучению бон Дж. М. Рейнольдс: "Согласно традиции бонпо, учения и практики бон-осуществления пришли в Тибет не с юга, из Индии, а из страны Шаншун, что к западу от Тибета, куда в свою очередь, в более отдаленные времена они пришли из страны Тазиг, или из Иранской Центральной Азии. Древнее царство Шаншун было расположено в окрестностях легендарной горы Кайлас, или Гангчен Тизе, в Западном Тибете и до VIII в. это была независимая страна: Олмо Лунгринг на санскрите была известна как Шамбала - да, и по сей день именуется так многими приверженцами тибетского буддизма: Символически Олмо Лунгринг являет собой географический, физический и духовный центр нашего мира Джамбудвипы, и в центре ее высится священная гора девяти ступеней, известная как Юндрунг Гутсег. Эта гора связывает небо и землю, являя собой мировую ось, соединяющую три плана существования: небесные миры, земные и преисподние: Олмо Лунгринг или Шамбала - нерушимая священная земля и духовный центр мира - существовала на Земле с самого начала человеческой расы. Она была тем местом, где небесные боги Ясного Света спустились на землю". Из Шаншуна, согласно традиции бонпо, и происходило высшее учение - бон, известное как юндрун-бон - традиция вечной мудрости, привнесенная как откровение Буддой по имени Тонпа Шенраб Миво задолго до Будды Шакьямуни. Основываясь на расшифровке древней карты и авторских переводов древних тибетских текстов, Б.И. Кузнецов доказывает, что прародиной религии Бон является древний Иран, а источником - дозароастрийский маздаизм. Традиция Бона гласит: "У подножия горы Юнгдрунг берут свое начало четыре реки, текущие по четырем направлениям. Гора окружена храмами, городами и парками. К югу находится дворец Барпо Согье, где родился Тонпа Шенраб, к западу и северу расположены дворцы, в которых жили его жены и дети. На востоке стоит храм под названием Шампо Лхатзе. Все дворцы, храмы, реки, сады и парки с пиком Юнгдрунг в центре составляют внутреннюю часть страны Олмо Лунгринг. Она окружена 12 городами, четыре из которых стоят точно на четырех сторонах света. За этими городами начинается внешний мир, окруженный, в свою очередь, океаном, а за ним - цепью неприступных снежных пиков. Единственным доступом в волшебный Олмо Лунгринг является "путь стрелы": перед своим посещением Тибета Тонпа Шенраб пустил стрелу сквозь внешние горы и проделал проход. Однажды Тонпа Шенраб, тогда уже авторитетный учитель доктрины Бона, преследовал демона, который украл у него лошадей. В погоне учитель прибыл в Тибет. В свой единственный визит сюда Тонпа Шенраб передал людям лишь некоторые ритуалы Бона, увидев, что страна еще не готова к получению более полного учения. Впоследствии шесть учеников Мучо Демдруга, преемника Шенраба, спустились в Тибет и принесли первые тексты Бона людям" . В бонских текстах говорится, что "страна Олмо Лунгринг делится на четыре концентрических области: сокровенную внутреннюю (nang gling), промежуточную (bar gling), внешнюю (phyi gling) и пограничную (mtha1 gling). Внутренняя и промежуточная области состоят из двенадцати районов или островов, внешняя - из шестнадцати, а пограничная - из двенадцати. Эти области и районы разделяются реками, озерами и внутренними морями. Сокровенная внутренняя область географически имеет форму восьмилепесткового цветка лотоса, а небо над ней имеет форму колеса или чакры из восьми спиц. В самом центре этой сокровенной земли высится священная девяти ступенчатая гора свастики Юндрунг Гутсег, хрустальный монолит в форме пирамиды. Эти девять ступеней (или уровней) священной горы означают Девять Путей Бон, на которые подразделяются учения, ведущие к освобождению и просветлению. В космологической системе Бонпо число девять имеет особо важное значение. По терминологии мандалы, оно представляет собой центр и восемь направлений, главных и промежуточных. От поверхности земли вверх поднимаются девять ступеней или уровней небес, населяемых небесными богами, а вниз идут девять следующих друг за другом преисподних, населенных Нагами и другими демоническими существами. Срединная мир-гора связывает вместе эти три уровня существования: небеса, землю и преисподнюю. Находясь на ней, адепт может свободно передвигаться, поднимаясь вверх или опускаясь вниз к другим мирам и измерениям. Эту космологию разделяет и североазиатский шаманизм. Свастика или юнгдрунг в символизме Бонпо соответствует ваджре или алмазу ("король камней") в системе индийского буддизма. Оба символа указывают на качества вечности, нерушимости и чистоты. Как имя прилагательное или как наречие "юнгдрунг" означает извечный, непреходящий, беспрерывный. В качестве оси мира, эта священная срединная гора является нерушимой и нетленной" . Согласно сакральной географии бона, в центре страны Олмо Лунгринг стоит великая космическая гора Юнг-Друнг Гуцег /Кайлас/. Самая священная гора Азии, Кайлас (6174 м), возвышается в одиночестве над высокогорным плато Западного Тибета. Кайлас напоминает правильную геометрическую фигуру с пирамидальной скальной вершиной. В районе Кайласа нет никаких сравнимых с пиком гор, здесь он царствует безраздельно. Эта гора выполняет роль мировой горы для всей Азии и, подобно мифической полярной горы Меру из индоарийских мифов, объединяет, как считают тибетцы, три космических зоны: небо, землю и подземный мир. Таинственным образом эта гора связана с мистическим древним символом свастики. На "Южном лице Кайласа" - южная сторона пирамидального пика, грани которого сориентированными практически точно по сторонам света, расположена вертикальная трещина, которая примерно по середине пересечена горизонтальной. При определенном наклоне солнечных лучей эти трещины напоминают рисунок свастики. В традиции бона эта гора известна под названием "Девятиэтажная гора свастики". Девять свастик, взятых вместе, символизируют 9 путей (колесниц) бона . Цифра 9 в сакральном значении символизирует полноту и завершенность. С древних времен гора Кайласа причислена к святым местам. В пещерах на её склонах в уединении и в поисках просветления постоянно жили отшельники, сначала жрецы бона, позже буддийские монахи. Индийцы и тибетцы одинаково сильно почитают эту гору, по древним преданиям именно эта гора была местопребыванием главных богов индуизма и буддизма. Для индусов Кайлас - место пребывания Шивы Разрушителя. Согласно традиции индуистов, на Кайласе обитает один из богов, входящих, наряду с Брахмой и Вишну, в верховную триаду ("тримурти") - грозный Шива, своим танцем "тандава" поддерживающий порядок во Вселенной. Индусы верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. Согласно биографии основателя религии бон Шенраба, на склонах Кайласа был осуществлен его уход из жизни. В биографии Шенраба говорится о месте, где лучше всего очистить сожжением божественный труп Шенраба: "Если земля, как лотос с восемью лепестками, то эта земля счастливая. Если, снежные вершины, как пики, то эта земля счастливая. Если там священная гора Юндрун-Гуцег, то эта страна счастливая". Считается, что паломничество вокруг горы сулит всяческие блага в этой жизни, поэтому сотни паломников ежегодно обходят вокруг Кайласа, вытоптав за это время в камнях на горных склонах заметную тропу. Тропа вокруг г. Кайлас имеет протяженность в 53 км и проходится за один долгий день, или за три легких дня. Кора - священный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов. Большинство буддистов-паломников делает три круга коры. Наиболее устремленные и посвященные предпринимают 13 обходов Кайласа, после 12 раза они получают право на обход горы по внутреннему кругу, эта кора проходит в святая святых, около самого сердца Кайласа. Иногда можно встретить на внешней коре настоящего аскета-подвижника, выполняющего 108 кругов вокруг пика! Это примерно 3-4 года жизни. Считается, что один обход очищает грехи одной жизни, 108 обходов гарантируют Просветление. По рассказам тибетцев перед Кайласом лежат два священных озера-близнеца Цо Капала (это название созвучно столице Шамбалы, городу Калапа). Вода одного из них - черная, другого - белая как молоко. В белом озере лежит волшебный ключ, который открывает потайную дверь горы Кайлас, ведущую в долину мудрецов внутри горы, в Шамбалу. Западный Вход (Нубго) в Кайлас, один из четырех мистических входов внутрь горы, говорят, что время от времени из него вырываются разноцветные лучи, указывая место входа. По убеждению мистиков над ашрамами святых сияет аура (духовная энергия), которая иногда становится видимой для людей. Северную Дверь Кайласа, можно увидеть с реки Дронглунг До. Только после 12 кругов коры паломник может войти в Северную Дверь. Только те паломники, которые совершили 12 кругов вокруг Кайласа и находятся на 13-м круге, могут пройти через перевал и выйти на основную тропу . Учение Агни-Йоги, согласно Махатмы-Мориа, "дано в Долине Людей, самых мудрых на земле, в долине Брахмапутры, которая берет свое начало из озера Великих Нагов. Где-то здесь до сих пор находится древняя башня с редкостной библиотекой Знаний, недра которой породили поколения Бодисаттв". Озеро Манасаровар с пресной водой на высоте 4700 м. известно под именем Озера Великих Нагов. По преданию, на больших цветах и листьях лотоса, плавающих на водной глади этого озера, любят отдыхать Великие Наги - сверхъестественные Махатмы Шамбалы. Их фигуры с лучезарным нимбом вокруг головы часто видят местные жители. Озеро Манасаровар в индуизме, как и в буддизме, также священно, его воды текут в тени великого Кайласа, это - озеро, рожденное в уме Бога. Оно было создано, чтобы показать могущество и величие манаса (ума) Бога-Брахмы. На тибетском название озера звучит "Мапам Цхо", "Непобедимое Озеро". Индийский поэт Калидаса писал в III веке н.э.: "Когда земля Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нем, он отойдет в рай Брахмы. Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдет в рай Брахмы. Его воды - жемчуг". Манасаровар - самое священное, почитаемое и известное озеро во всей Азии. Кайлас и Манасаровар называются идеальной священной парой: мужское и женское начала, отец-небо и мать-земля. Считается, чтобы паломничество вокруг Кайласа было гармоничным, необходимо предварительно совершить "кора" - священный обход озера. "На юг от священной горы Юндрун-Гуцег находился дворец Bar-po-so-brgyad, около которого было пять гор, главных святилищ - местопребывание самых почитаемых Богов. Царская резиденция располагалась поблизости от города Янпачан. В этих местах находились также шестнадцать гробниц. В тибетских буддийских книгах Янпачан является переводом на тибетский названия древнего индийского города Вайшали" . Обычай строить в Тибете гробницы для умерших царей был введен в глубокой древности. Гробница строилась четырехугольной и представляла собой сооружение из камней с плоской крышей. Около озера Манасаровар известны развалины одного из городов государства Гугэ, сильнейшего гималайского тибетского государства, два других именовались Пуранг и Марюл. О древнем тибетском государстве Гугэ известно достаточно мало, чтобы можно было его связать с легендарной Шамбалой. На расстоянии дня езды от подножия Кайласа на огромном плато, на берегах реки Сатледж лежает величественные развалины некогда могущественного королевства Гугэ. Неподалёку от посёлка Занда расположен полуразрушенный монастырь Тхолинг. Некогда этот монастырь был одним из самых важных монастырских комплексов в Тибете, и действовал вплоть до 1966 года. В нескольких километрах отсюда лежат руины города Цапаранг, прекратившего существование в XVII веке. Руины сохранили великолепные образцы раннего буддистского искусства. В местности Дунгкар всего лишь несколько лет назад был открыт пещерный город. Стены пещер, расположенных одна над другой, хранят самые древние в Западном Тибете изображения Будды. Из других тибетских источников известно, что царская резиденция к югу от священной горы Юндрун-Гуцег представляла собой "дворец из восьми сортов драгоценностей, каждая сторона его в четыре гян-грага (около 2,5 км). За ним последовательно находился великий и неизменный город под названием Янпачан, где родился основатель религии бон Учитель Шенраб". Путь из Уя (Центрального Тибета) в Индию проходил через Непал, город Пата, девяносто переходов до царства Тирхут. На расстоянии шести переходов оттуда лежит необитаемая граница Вайшали. Там проходит горный хребет Ришиширша-парвата, также называемый "Высокая гора" . Каждый год издается и переводится на европейские языки все больше памятников тибетской литературы и культуры. Благодаря этому история тибетской культуры вырисовываются уже довольно четко, и в ней прослеживается определенная связь понятий Шамбала - Олмо Лунгринг - гора Юндрун-Гуцег (Кайласа). Гора Кайласа окутана мистическими легендами. У альпинистов горы пирамидальной формы пользуются недоброй славой, считается, что они приносят несчастья. По мнению йогов треугольные склоны концентрируют отрицательную энергию. В описаниях Кайласа есть сомнительные сообщения о смерти четырех альпинистов через некоторое время после восхождения на Кайлас. Но в пересказах этого случая не указывается в каком это было году, их фамилии и национальность. На самом деле все восхождения официально на Кайлас запрещены и первопрохождение на вершину в официальных хрониках не зарегистрировано. О планах взойти в 2002 г. на вершину сообщал испанец Хесус Мартинес Новас, но его восхождение так и не состоялось. Также рассказывают, что в пещерных лабиринтах в горе Кайласа хранится легендарный, черный камень "Чинтамани" с Ориона. Автор книги "От кого мы произошли" Э. Мулдашов считает гору Кайласа искусственной пирамидой (?), в пещерах которой в состоянии "самадхи" сохраняется генофонд человечества со времен атлантов. Он якобы даже побывал в одной из таких пещер. Вот так и рождаются новые легенды: