Германия является парламентской федеративной республикой. На
первый взгляд сложная и специфическая система взаимоотношений и
взаимодействия различных органов власти и управления на федеральном и
земельном уровне является четкой конструкцией, позволяющей принимать
политические решения, учитывая как федеральные, так и местные интересы.
Бундестаг
Высшая законодательная власть принадлежит федеральному парламенту -
бундестагу (Bundestag). Депутаты бундестага избираются населением
сроком на четыре года. Половина депутатов избирается в избирательных
округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая
половина — по партийным спискам в каждой земле по пропорциональной
системе. Именно второй голос избирателя формирует партийно-политическую
структуру бундестага, а первый голос лишь корректирует персональный
состав каждой фракции. Оба способа формирования парламента органично
слиты между собой. В этом в частности состоит отличие от системы
выборов в России, где мажоритарная и пропорциональная системы системы
выдвижения и избрания депутатов отделены друг от друга, и каждая из них
формирует свою половину парламента.
В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не
менее 5% голосов избирателей по партийным спискам. Президент бундестага
официально считается вторым высшим должностным лицом в государстве.
Бундесрат
Принятые бундестагом законопроекты, требующие внесения изменений в
конституцию Германии и касающиеся взаимоотношений между федерацией и
землями, а также затрагивающие интересы федеральных земель для
вступления в силу должны быть одобрены представительством федеральных
земель - Бундесратом. бундесрат состоит из депутатов, назначаемых из
своего состава правительствами земель. Каждая федеральная земля
располагает в зависимости от численности населения от трех до шести
голосов.
В чем функции главы государства?
Главой государства является федеральный президент, который
избирается специально созываемым федеральным собранием
(Bundesversammlung) на пятилетний срок. Президент может быть избранным
не более, чем два раза. Федеральное собрание созывается председателем
бундестага и состоит из депутатов бундестага и такого же числа членов,
избираемых земельными парламентами. Именно федеральный президент
формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его
к присяге. Он даже может распустить парламент, если кандидатура
канцлера не будет утверждена. В реальной жизни этого ещё ни разу не
происходило. Президент назначает и увольняет министров - но только по
представлению канцлера. Реальной властью президент Германии не
располагает, выполняя представительские и церемониальные функции.
Прерогативой президента является право помилования осужденных
преступников. Он стоит над партиями и их сиюминутными политическими
интересами. Несмотря на его представительские функции, каждая из
политических партий Германии считает своим большим успехом, если
федеральный президент избран из ее рядов.
Центральная исполнительная власть
Высшим органом исполнительной власти в Германии является федеральное
правительство (Bundesregierung). Возглавляет его федеральный канцлер
(Bundeskanzler). Канцлер избирается на четырехлетний срок абсолютным
большинством бундестага. В соответствии с Конституцией канцлер
определяет основные положения политики государства и несет за это
ответственность, формирует кабинет министров. Основной закон
предусматривает прерогативное право капнцлера принимать
основопологающие решения по ряду вопросов внутренней и внешней политики
(Richtlinienkompetenz).
Федеральные министры возглавляют соответствующие министерства. При
министерствах могут создаваться специализированные федеральные
ведомства.
Специфика функционирования исполнительной власти в ФРГ заключается в
том, что федеральные министерства проводят правительственную политику,
как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь
через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах.
Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые
подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел.
Земли и коммуны
Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель: Северный
Рейн-Вестфалия (столица – Дюссельдорф), Бавария (Мюнхен),
Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Нижняя Саксония (Ганновер), Гессен
(Висбаден), Саксония (Дрезден), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Берлин (город
на правах земли), Саксония-Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт),
Бранденбург (Потсдам), Шлeзвиг-Гoльштeйн (Киль), Мекленбург-Передняя
Померания (Шверин), Гамбург (город на правах земли), Саар
(Саарбрюккен), Бремен (город на правах земли). Каждая из земель,
входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент –
ландтаг. Земли не являются суверенными государствами и не имеют права
на отделение.
Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами
федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной
власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые
парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные
правительства. В пределах своей компетенции эти правительства формально
полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к
ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих
общенациональных законов.
Федеральные земли подразделяются на общины, им гарантируется право
коммунального самоуправления. Однако государственное устройство
Германии не трех-, а двухступенчатое, состоящее из земельного и
федерального уровней. Муниципальные органы власти и управления
подчинены земельным правительствам и решают вопросы, отнесенные к
ведению самих земель.