Библиотека > История средневековой культуры > Культура Византии >
Происхождение Византии
Основанная в 658 г. до н. э. колония Византия была процветающим
городом, так как собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через
Мраморное в Черное море и обратно, вела интенсивную торговлю с
европейскими и азиатскими странами. После разрушения города римским
императором Септимием Севером (193-211) Византия была низведена в ранг
второстепенных городов.
Новая история Византии связана с именем императора Константина
(312-337). Это история Византии-государства, Византии-империи.
Константин знаменит в истории тем, что решил воссоединить Римскую
империю, распавшуюся к тому времени на две части. А также тем, что
после победы над своим соперником Максенцием он предоставил свободу
любым религиозным учениям, в том числе и христианству, которое до этой
поры подвергалось преследованиям. В 330 г. он переносит свой двор в
Византию, отныне она носит имя Константинополь и остается столицей
империи более тысячи лет.
С этих пор Византия фактически утратила свое историческое имя.
В дальнейшем термин «Византия» обозначает политические,
государственные, этнографические и культурные особенности. В
историческом смысле не совсем правильно называть Римскую, а затем
Восточно-Римскую империю Византийской, к тому же сами жители империи
называли себя ромеями, а официальное название империи было — Романская
империя. И тем не менее Восточно-Римскую империю называли Византийской.
Это связано не только с первоначальным греческим названием места, но с
особой совокупностью начал, под влиянием которых Римская империя
постепенно реформировалась. Совокупность сконцентрировалась в термине «византивизм».
Византийская культура — сплав иудейской, персидской и эллинской
культур. Она уникальна. Византийская культура базируется на
эллинистической, но ею не ограничивается, так как наряду с процессом
эллинизации Востока для греческой культуры характерен процесс ее
ориентализации.
Ярким свидетельством переплетения различных культур может
служить административная и бюрократическая системы, появление кодексов,
местного права, наличие философских и богословских споров с иудейскими
и эллинскими воззрениями.
Специфическую роль в процессе формирования византийской
культуры сыграла славянская иммиграция, произведя, в сущности,
этнографический переворот.
Византивизм как совокупность принципов был великолепно
охарактеризован в Новом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона
(т. 10, ст. «Византия»). Там выделяются следующие признаки
византивизма: постепенная отмена латинского языка и замена его
греческим (с VI до VII и VIII вв.); борьба национальностей по поводу
политического преобладания (на престоле и в высшей военной и
гражданской администрации находятся представители разных
национальностей); оригинальное мировоззрение, сложившееся под влиянием
эллинских и восточных философских идей; присутствие мистики и
консервативных тенденций.
В истории Византии особую роль играла христианская идеология. В нее была активно включена эстетическая сфера.
С точки зрения становления и развития византивизма рассматривается и история Византии:
Первый период (примерно с IV по VIII в.) включает
исторические факты, подготавливающие и характеризующие византивизм.
Прежде всего это этнографический переворот. Причем, если запад Римской
империи был полностью поглощен германской иммиграцией, то восток сумел
приспособиться к новой этнической ситуации. Борьба с готами и гуннами
обернулась не столь большими потерями. Юстиниан и Гераклий — цари VI и
VII вв. — смогли организовать отношения со славянами, что дало империи
определенное преимущество. Славянские племена размещались по западным и
восточным провинциям по свободным землям, при гарантии невмешательства
во внутренние дела общины. Фактически эти племена выступали защитой.
Второй период (VIII-IX вв.) характеризуется борьбой
идей, выражавшейся в иконоборчестве. Это движение разделило империю на
два лагеря, в организации которых важную роль играл и антагонизм
национальностей. В 842 г. победу одержали представители лагеря
иконопочитания. Это знаменовало победу эллинских и славянских элементов
над восточными, азиатскими.
Третий период (конец IX-XI вв.) характеризуется
распространением византивизма на Юго-Восточную Европу. Во многом
благодаря Кириллу и Мефодию славянские народы вошли в среду культурных
стран Европы.
Четвертый период (конец XI — начало XIII в.) - борьба
Запада с Востоком, крестовые походы. Постепенно меняется цель
крестоносных движений — вместо обретения святой Земли и ослабления
могущества мусульман вожди приходят к мысли о завоевании
Константинополя. Таким образом, основной целью политики царствующих
особ было обеспечение состояния равновесия между враждебными империи
элементами. Поэтому то заключались союзы христиан против мусульман, то
наоборот. В частности, крестоносцев поразило, что на службе империи
были половецкие и печенежские орды. В 1204 г. крестоносцы овладели
Константинополем и поделили между собой империю.
Пятый период(XIII — середина XV в.) — Никейская
империя (в этот период главным моментом была защита православия против
католического преобладания и падение империи от турецких завоевателей).
|