Портрет Моны Лизы, прозванный
Джоконда
1503-1506. Дерево. 77 x 53. Лувр,
Париж
Увеличить изображение:
800 х 600, 68kb 1024
x 768, 111kb
Будучи высшей точкой, вершиной творчества
Леонардо, это полотно является как бы кристаллизацией его гения, сокровенных
мыслей и вдохновения.
О Моне Лизе известно очень мало, кроме нескольких
незначительных фактов, и потому трудно ответить на очень важный вопрос, часто
задаваемый и обсуждаемый: была ли она просто красивой моделью для Леонардо
или же она была его музой и даже любовью, во что многие хотели бы верить.
Есть некоторые факты, подтверждающие правильность последнего предположения,
и это, возможно, объясняет особое волшебство картины. Но какова бы ни была
правда, какой замечательной, должно быть, являлась она личностью, если сумела
вызвать все лучшее в этом гиганте Ренессанса! Она помогла этому гению оставить
потомкам уникальный шедевр, вдохновляющий тысячи и тысячи людей на протяжении
веков.
Огромное воздействие окружающих людей на
художников слишком хорошо известно, даже если сами эти люди оставались в тени.
Взаимодействие личностей модели и художника, особенно если их связывают взаимная
симпатия и влечение, часто приводит к созданию шедевров.
В данном случае Моне Лизе было дано пробудить
в Леонардо такое вдохновение, что он создал одно из прекраснейших сокровищ
мира. Бессмертный ореол, окружающий все творения этого величайшего гения,
подтверждают его собственные слова: "Если человек добродетелен, не прогоняйте,
а почитайте его, чтобы у него не было причин оставить вас. Если вы встретитесь
с такими людьми - почитайте их, так как они Боги на этой Земле и достойны
такого же поклонения, как священные статуи и образы".
Из статьи С. Н. Рериха Мона Лиза
Публикация.
Полный текст статьи С. Н. Рериха "Мона Лиза"
Дмитрий
Мережковский. "Мона Лиза Джиоконда"
(глава из романа "Воскресшие боги Леонардо да Винчи")
|