В настоящее время прародиной славян признается область,
простирающаяся к северу от Карпат. Но при ближайшем определении ее
границ ученые весьма существенно расходятся между собой. Например, один
из основоположников славяноведения, чешский ученый Шофарик проводил
границу славянской прародины на западе от устья Вислы к Неману, на
севере - от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке - до Дона.
Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат
до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю. Один из
представителей русского языковедения академик А.А. Шахматов искал
прародину славян в бассейне западной Двины и нижнего Немана, откуда, по
его мнению, славяне позже передвинулись на Вислу, а затем уже
расселились по разным направлениям и затем области, в которых
сформировались современные славянские народы. Первая версия получила
название висло-одерского варианта. Польский археолог Стефан Носек,
сторонник этого варианта, предложил обратиться к археологическим
материалам того времени, когда славянский народ отсоединился от
основной группы индоевропейских племен. Внимание археологов привлекла
тишнецкая культура 15-12 веков до н.э., которая была хорошо известна на
территории Польши между Виспой и Одером. Однако другой польский
археолог Александр Гардавний, а также ряд украинских археологов
установили, что тишнецкая культура распространяется и на пространство
восточнее Вислы, вплоть до Днепра, переходя частично и на левый его
берег. Таким образом, на основе объективных археологических материалов
спор был решен в пользу объединения обоих вариантов. Хотя окончательно
вопрос о точных границах прародины праславян по-прежнему не решен.
Востчные славяне жили в окружении многочисленных соседей.
На запад от них обитали западные славяне, на юг - южные славяне. На
северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев,
латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно
- угорские племена - мордва весь , карела , чудь. На востоке , в районе
Средней Волги , сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары
были тюркским народом , состоящим в родстве с чувашами и кавказскими
балкарцами. Хозяеваами южных степей были кочевники - тюрки, авары ,
хазары. В IXв. там появились печенеги , а в XI в. в степи пришли
половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в IX
в. обосновались венгерские племена - они пришли туда из Приуралья через
южнорусские степи и там обрели новую родину.
В середине 1 тысячелетия н.э. на обширной территории
Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от
Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена.
Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло
собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую
обособленную область. Согласно "Повести временных лет", карта
расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (ильинские
славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с
полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи -
между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи -
на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце;
древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему
течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы,
уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.
Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со 2 в. н.э.
обнаруживается "резкий подъем всей хозяйственной и социальнай жизни той
части славянского мира, которая в свое время создала приднепровские
сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси - Среднего
Поднепровья". Рост количества кладов римских монет и серебра,
относящихся к эпохе императора Трояна (98-11) и найденных на землях
восточных славян, убедительно слидетельствует о быстром развитии у них
торговли. О славянском экспорте хлеба во 2-4 вв. говорит заимствование
славянами римской хлебной меры - квадрантала, ставшего потом у них
четвериком (26,26 л) и дошедшего в нашей метрологии до 1924 г. Во 2-4
вв. формы быта славянского мира становятся более многообразными. Онову
хозяйственной жизни восточных славян состваляло земледелие. Но если
славяне, жившие в лесной зоне Среднего Приднепровья, знали подсечное
земледелие (зарубинецкая культура), то славяне,жившие в лесостепи
Нижнего Приднепровья, освоили уже плуг с лемехом и череслом и применяли
более эффективное плужное земледелие (черняховская культура).
Славянские истоки доминируют в древнерусской религии.
Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть
Язычеством. Язычество – это ранняя форма религиозного освоения мира.
Языческие религии представляют собой многобожие. Как и у других
народов, формирование религиозных представлений древнерусского народа,
прошло определенную эволюцию. На первом этапе обожествлялись силы
природы. Религиозные системы этого этапа носят анимистический характер.
В этих представлениях обожествлялись силы природы и в форме богов и
различных духов. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты
были водяные культы русалок, водяных, морян и т.д. Почитались леса и
рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые
действия совершались в честь бога Солнца – Даждь-бога и бога Ветра –
Стрибога. На следующем этапе значительное развитие в древнерусских
верованиях и обрядах получает культ предков, который связывался с богом
Родом. Род олицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно
корень “род” является основой многих русских слов (народ, родина,
родник, урожай и т.д.). Прародительницы Рода именовались Рожаницами и
почитались также как Род. С этим культом связаны культы богини Мокоши –
хозяйки рога изобилия и Леды – покровительницы весенней пробуждающей
силы. С выделением семьи в культовой системе древних руссов
значительной место занял семейный предок – домовой – охраняющий дом,
его жителей и хозяйство. Далее в развитии языческой религии Древней
Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон. Главным богом
этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги
включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. В
целом верования народа Древней Руси представляли довольно сложную
мировоззренческую систему, в которой нашли свое выражение весь
накопленный опыт, знания и нравственные устои становящегося русского
государства.
"Повесть временных лет" - выдающийся исторический и
литературный памятник, отразивший становление древнерусского
государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся
процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия ХII в.,
она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени.
Самые старшие из них - Лаврентьевская летопись - 1377 г., Ипатьевская,
относящаяся к 20-м годам ХV в., и Первая Новгородская летопись 30-х
годов ХIV в. В Лаврентьевской летописи "Повесть временных лет"
продолжена северорусской Суздальской летописью, доведённой до 1305 г.,
а Ипатьевская летопись помимо "Повести временных лет" содержит летопись
Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие
летописные своды ХV - ХVI вв. непременно включали в свой состав
"Повесть временных лет", подвергая ее редакционной и стилистической
переработке.
Начальная нестабильность объединительного процесса,
проявилась в приглашении на правление Рюрика, князя варяжского
происхождения. В 882 году, конунгу Олегу удалось объединить
Новгородскую и Киевские земли в древнерусское государство - Киевскую
Русь со столицей в Киеве, по определению князя - "Матерью городов
русских”. Наследницей Древней Руси и следующим этапом в становлении
Российского государства и является Киевская Русь, завершение
формирования которой в качестве политического и культурного центра
происходит при Владимире I Святославовиче (980-1015).
С Византией существовали давнишние налаженные экономические
и политические отношения, хотя и не всегда мирные. Столетиями Киев
общался с Константинополем.
Политическая обстановка того времени требовала для
выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем
вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений
было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие
православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие
католической веры и ориентация на Западную Европу. Как известно, князь
Владимир выбрал православие, в силу того, что греки Руси никак не
угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда
занимал видную роль "Дранг Нах Остен" - поход на Восток, с крестом и
мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество),
то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать.
Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был
водный путь "из варяг в греки", связи с западом были слабее, поэтому
предпочтение было отдано восточному христианству. После сбора
дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился
принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических
воззрениях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их
рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от
Византии. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял
Корсунь(Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам
(Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом,
жениться на царевне Анне и принять православие. Ни о каком вассалитете
при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился
сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил
креститься киевлян и всех русских вообще.
Благодаря изобретению славянской письменности - кириллицы,
Кириллом и Мефодием (середина IX в), Русь изначально получила и
Священное Писание на родном, понятном языке, переведенным с греческого.
Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно
– историческое значение. Оно создало широкую основу для объединения
всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции.
Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному
способу производства. Правовая система строилась по римскому и
древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание
древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и
земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней
Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и
Ближнего Востока.
В Киевской Руси сложилась структура управления во многом
схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы,
предоставление вассалам автономии . Так, бояре - высший слой общества -
являлись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же
время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалами
менее знатных. Великий князь управлял территориями при помощи совета
(Боярская дума), в который входили старшие дружинники, Боярская дума
символизировала права и автономию вассалов и обладала правом “вето”.
Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община. Другой
особенностью было всеобщее вооружение народа, сложившееся вследствие
постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников. В X-XII
вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой
земледельной собственности становится вотчина (вотчина т.е. отцовское
владение), не только отчуждаемая с правом купли-продажи, но и
передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне выплачивали
дань государству и становились поземельно зависимыми от феодала,
выплачивая ему натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако
значительное число жителей составляли независимые от бояр
крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому
князю. Полюдье-сбор дани со всего свободного населения - наиболее
характерная форма господства и подчинения, осуществления верховного
права на землю, установления понятия подданства .
Государственный строй Киевской Руси можно определить как
раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В
своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление
на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в
сельской местности). Великий князь находился в договорных или
сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Эти отношения
ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В
наибольшей зависимости от князя находилась младшая дружина и “слуги под
дворским”. Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей
автономией. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя,
его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны. Ресурсы для своего
существования местные органы управления получали через систему
кормлений (сборы с местного населения). Органом местного крестьянского
самоуправления оставалась территориальная община – вервь. В ее
компетенцию входили земельные переделы, полицейский надзор,
налогово-финансовые вопросы, решение судебных споров, расследование
преступлений и исполнение наказаний. В раннефеодальной монархии важную
государственную и политическую функцию выполняет народное собрание –
вече. В качестве организационного центра действуют старейшины,
Определяется компетенция веча: решались вопросы налогообложения,
обороны города и организации военных походов. Исполнительным органом
вече был совет, состоявший из “лучших людей”.
Утверждение феодальных отношений нашло отражение в “Русской
Правде" - своде древнерусского феодального права. Прочитайте в
Хрестоматии выдержки из “Русской правды”. В “Русской Правде” содержится
ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения
:нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство
представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке
наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя.
Основная масса населения разделилась на свободных и зависимых людей,
существовали также промежуточные и переходные категории.
Хронологическим началом периода раздробленности
историческая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава,
сына Мономаха, по выражению летописца "разодралась земля Русская". До
этого великокняжеская власть не испытывала чрезмерной угрозы со стороны
местного сепаратизма, поскольку за ней были закреплены важнейшие
политические и экономические рычаги: войско, система наместничества,
налоговая политика, приоритет княжеской казны во внешней торговле.
Процесс регулирования внутригосударственных связей происходил не без
трений между центральной властью и местным самоуправлением. При этом
общественная практика не подавлялась властными структурами, централизм
управления вполне уживался с местными особенностями и традициями. И тем
не менее во второй трети 12 века дезинтеграционные тенденции взяли верх
- Русь попала в полосу раздробленности. Отрицательные последствия
раздробленности не заставили себя долго ждать. В конце 12 века усилился
натиск половцев, который для монолитной в военно-политическом отношении
Руси не вызывал бы особых трудностей. В результате половецких набегов
страдала прежде всего Киевская земля. Половцы и внутренние усобицы
разорили Киев, привели его к упадку. Население Южной Руси отливало в
северные и северо-западные районы страны. На фоне упадка Киева
проявился относительный политический подъем Владимиро-Суздальского и
Смоленского княжеств, а также Новгородской земли. Однако этот подъем в
то время еще не мог привести к созданию общерусского центра, способного
объединить Русь и выполнить важнейшие внешнестратегические задачи. Во
второй трети 13 века Русь стала перед тяжелыми испытаниями, когда на
нее с востока обрушились монголы, а с запада - немецкие, датские,
шведские рыцари, литовские, польские и венгерские феодалы. Русские
князья, замотанные распрями, не сумели объединиться для отпора
агрессии.
В начале 13 века монгольские племена, объединенные властью
Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание
огромной сверхдержавы. Уже во второй половине 13 века пространство от
Тихого океана до Дуная оказались под контролем потомков Чингисхана -
Чингизидов. Сразу после своего появления исполинская империя
разделилась на отдельные части (улусы), крупнейшим на которых был улус
потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли Западная Сибирь,
часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный
Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских народов. Западная часть
улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила название в
русских летописях "Алтын Орда", "Золотая Орда" или просто "Орда".
Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда
Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь
Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана
за ярлыком на княжение.
Завоеватели в течении первого десятка лет после нашествия
не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая
практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда
монголы осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей
постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с
Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление,
получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика
периодических карательных походов не прекращалась до 14 века. По
подсчетам В.В.Каргалова, в последнюю треть 13 века Орда провела не
менее 15 крупных походов. Многие русские князья подверглись террору и
запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских
выступлений. Потеря государственной независимости и выплата дани были
нелегким моральным трудом для русского народа. Но борьба против этих
явлений ускорила процесс централизации Русского государства, заложила
основы для создания российской государственности, послужила стимулом
для укрепления национального самосознания и общественной консолидации.
Несмотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, на
постепенно спадавшую остроту в них, генетическую память народа
невозможно было освободить от ужасов первоначального удара Батыя по
Руси.
Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их
только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще
С.М.Соловьев четко и однозначно "развел" период опустошений русских
земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке,
заботились только о сборе дани, При общей негативной оценке "ига"
советский историк А. К.Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою
государственность, и не была прямо включена в состав Золотой Орды.
Негативно влияние монголов на русскую историю А.Л.Юрганов, но и он
признает, что хотя "непокорных унизительно наказывали... те князья,
которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий
язык и даже более того - роднились, подолгу гостили в Орде". Многие
русские князья становились - по выражению Юрганова - "служебниками"
монгольских ханов. Н.М.Карамзин считал, что независимость от монголов
способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию
единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости
объединения. Разделяя эту мысль, В.О.Ключевский выделял еще одну
сторону власти монгольского хана над русскими князьями - он полагал,
что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора, и что
без арбитража Орды "князья разнесли бы Русь в клочья" своими усобицами.
Возникновению термина "иго" мы обязаны Н.М.Карамзину, который писал:
"Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и
склонили выю под иго варваров". Л.Н.Гумилев категорически отвергал
понятие "монголо-татарское иго", называя его мифом. При этом он
утверждал, что "...говорить о завоевании России монголами нелепо,
потому что монголы в 1249 году ушли из России, и вопрос о
взаимоотношении между Великим монгольским Улусом и Великим княжеством
Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение Александра
Невского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой". Писатель
Б.Васильев одну из своих статей прямо озаглавил "А было ли иго ?",
приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского союза, говоря
о дани как законной плате монголам за охрану русских границ, о фактах
участия русских войск в организованных монголами военных походах.
(Действительно, русские отряды участвовали в завоевании Северного
Кавказа, Южного Китая и др.). В свою очередь, публицист В.Кожинов, не
отрицая монгольского ига, отвергая тезис о его чрезвычайной
обременительности для русского народа. При этом он ссылается на
исследование историка П.Н.Павлова "К вопросу о русской дани в Золотую
Орду", опубликованное в 1958 году. Согласно выкладкам, приведенным в
этой работе, выявляется, что в среднем на душу населения годовая дань
составляла всего лишь один-два рубля во временном исчислении. Такая
дань не могла быть слишком тяжелой для народа, но сильно ударила по
казне русских князей. Но справедливости ради следует отметить и то, что
дань ("выход") далеко не во все времена была одинакова. Так в некоторых
документах говорится о сумме в пять тысяч рублей, собираемых с
северо-восточных княжеств. В весовом значении эта цифра превышала тонну
серебра. В масштабе цен 14 века - огромная сумма.
Деятельность православной епархии в Орде не прошла даром.
После 1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в
большинстве своем принимались на военную службу к московскому князю,
находившемуся в союзе с православной церковью. Москва затмила
могуществом другие княжества, получив в свою дружину воинов, не имевших
себе равных за счет совершенной боевой выучки и особой воинской
солидарности. Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским
князьям, что облегчало им возможности для финансового и политического
маневрирования. Иван Калита и другие потомки Александра Невского
продолжали проводить политику "смиренной мудрости", постепенно
накапливая предпосылки для перелома в происходящем. Перелом произошел в
1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя
массы добровольцев из всех русских земель выступило против ордынского
темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. После присоединения
Новгородской земли Московское княжество превратилось в большое и
сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. От неё
отделились Казанское, Астроханское, Крымское и Сибирское ханства,
жившие в постоянной вражде между собой. заключив союз с крымским ханом
Менгли-Гиреем, Иван III начал готовиться к разрыву с Ордой. В 1478 году
Иван III в присутствии московских бояр и ордынских послов разорвал и
растоптал договор с Ордой, заявив, что больше не будет подчинятся хану
и платить дань. Ханских послов выгнали из Москвы. Русь окрепла, Орда
стала терять былую мощь. Политика Александра Невского естественным
образом превратилась в политику Дмитрия Донского. Ордынское иго оказало
мощное воздействие на ход русской истории. Как писал Г.В.Вернадский,
"подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в
политическом отношении была включена в огромный исторический мир,
простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря". Через 200 лет
после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на
несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское,
Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь
- напротив - консолидировалась и набирала мощь. После распада Золотой
Орды ее геополитическое наследство неизбежно должно было кому-то
перейти - оно перешло к Руси.