20.03.2007 Что ждет бизнес в ближайшие три года Как только на лентах информагентств пошли ссылки на бюджетное послание Президента РФ, сразу же появились комментарии. Многие — прямо противоположного характера, причем противоречат друг другу как раз те, кому будет поручено реализовывать указания президента. Означает ли это, что послание не содержит ясных ориентиров и приоритетов бюджетной политики? И что в таком случае ожидать бизнесу?
Над этим размышляет президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в статье, опубликованной сегодня в «Финансовой газете».
В налоговой части послания президента, напоминает А.Шохин, отмечается целый ряд предпринятых шагов по снижению налогового бремени на экономику. Проведена кодификация налогового законодательства, что позволило существенно упростить эту отрасль права и сделать ее нормы более универсальными. Снижены ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18% и налога на прибыль организаций — с 35 до 24%. Введена "плоская" 13-процентная шкала подоходного налога, а также регрессивная шкала единого социального налога. Принято решение о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. Введены специальные режимы для малого и сельхозбизнеса. Совсем недавно, в конце 2006 г., приняты поправки в Налоговый кодекс, направленные на улучшение налогового администрирования.
Бизнес приветствует данные изменения, тем более что предприниматели самым активным образом участвовали в подготовке этих предложений. Более того, бизнес уже почувствовал определенный эффект от этих шагов. Однако сделанного явно недостаточно, уверен А.Шохин.
В первую очередь — речь о практике взимания налога на добавленную стоимость. НДС в его нынешнем виде препятствует развитию бизнеса, а обременительность процедур его администрирования создает предпосылки для злоупотреблений, считает глава РСПП. Чрезмерна и нагрузка на фонд оплаты труда. Это особенно актуально для предприятий, работающих в инновационном секторе и производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
Но самая важная проблема, о которой всегда говорил бизнес, — необходимость модернизации всей налоговой системы в части пересмотра ее приоритетов, а также реформирование органов ФНС. Без этого самые либеральные шаги по изменению налогового законодательства обречены на неудачу, считает А.Шохин, одобряя соответствующие положения послания президента.
Предметом дискуссии явилась та часть послания, где говорится об основных направлениях налоговой политики на ближайшую перспективу. А.Шохин напомнил, что 2 марта сего года проект основных направлений налоговой политики до 2010 г., подготовленный Минфином, обсуждался на заседании правительства и был подвергнут жесткой критике из-за недостаточности содержащихся в нем мер налогового стимулирования промышленности.
«Если быть до конца откровенным, там вообще не была реализована стимулирующая роль налоговой системы. Некоторые же предложения Минфина прямо противоречили содержанию прошлогоднего послания президента», — отмечает А.Шохин. В частности, напоминает он, президент заявил о необходимости контроля трансфертного ценообразования для целей налогообложения применительно к внешнеторговым операциям между взаимозависимыми лицами. Именно в этом случае существует риск перераспределения налогооблагаемой базы в пользу иностранных налоговых юрисдикций. Но Минфин посчитал необходимым расширить зону такого контроля, распространив и на внутрироссийские сделки. РСПП дал отрицательное заключение на концепцию этого законопроекта, напомнил А.Шохин.
«Многие уже поспешили разочароваться в бюджетном послании: нет конкретных указаний по внесению изменений в законодательство, не обозначены сроки снижения ставки налога на добавленную стоимость. Но ведь это и не предмет послания, — напоминает глава РСПП. — В нем задана стратегическая цель и приоритеты. Это — главный сигнал для бизнеса, демонстрирующий преемственность и последовательность госполитики».
В послании однозначно сказано о повышении конкурентности российской налоговой системы, о необходимости создания комфортных условий для ведения и расширения бизнеса. В сочетании с качественным налоговым контролем это — своего рода гарантия формирования правильной поведенческой модели налогоплательщиков по исполнению налоговых обязательств, убежден А.Шохин.
Кроме того, по его словам, в послании однозначно сформулирована задача по снижению налогового бремени, связанного с уплатой НДС. Это касается и обременительности процедур администрирования, и возможности снижения ставки НДС. При этом необходимо навести порядок с практикой необоснованных отказов в зачете и возврате уплаченных ранее сумм налога. Это не конкурирующие предложения. Их необходимо рассматривать в комплексе. Президент фактически констатировал: существенного реформирования в направлении снижения налоговой нагрузки и реализации стимулирующей и перераспределительной функций налогов требует вся система косвенных налогов, отмечает А.Шохин.
Кроме того, в послании поставлена точка в дискуссии о введении прогрессивной шкалы при уплате подоходного налога. Прогрессивной шкалы не будет, это не тот механизм, которым следует обеспечивать социальную справедливость. Много полезнее ввести налог на недвижимость, рассчитываемый от рыночной цены имущества.
По мнению главы РСПП, неоправданно затянулось принятие закона об освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых российскими компаниями от стратегического участия в дочерних обществах.
Для решения проблемы распределения средств между бюджетами Российской Федерации в послании предложено инкорпорировать в российское законодательство институт консолидированной налоговой отчетности. То есть совершенствование налогового контроля за трансфертными ценами должно идти по пути принятия простых и понятных правил, не приводящих к дополнительным издержкам для холдинговых компаний.
Этот абзац послания показателен с точки зрения последовательности предлагаемых мер стимулирования промышленности, о которых шла речь на встрече президента России с представителями РСПП в феврале, заметил А.Шохин. Действительно, если поставлена задача развития вертикально-интегрированных структур, налоговое законодательство должно способствовать этому, а не препятствовать.
Резюмируя свое отношение к посланию, А.Шохин отмечает: важно, что содержится в рассматриваемом документе, но еще важнее, как будут реализованы заложенные в нем принципы и направления. По его мнению, весьма показателен сам факт существенного расхождения положений послания и документа Минфина в части совершенствования налогового законодательства.
«К сожалению, в последнее время Минфин часто шел по пути наименьшего сопротивления при выработке предложений в налоговой сфере. Поэтому президент и отметил нерешенность поставленных ранее задач. Надеюсь, ясность и четкость содержащихся в бюджетном послании В.В. Путина приоритетов исключат этот риск в будущем», — считает А.Шохин.