30.01.2007 Минфин разработал третью версию налогового регламента Получить необходимые документы и добиться разъяснений от налоговых инспекторов станет на порядок проще, обещают в Минфине. Ведомство Алексея Кудрина практически завершило работу над регламентом общения налоговиков и бизнесменов. Однако ценность нового свода правил может быть сведена на нет отсутствием ответственности фискалов за неисполнение требований регламента. Как рассказал заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин, уже в феврале "обновленная" версия регламента будет передана во все российские инспекции. По словам чиновника, она будет служить ориентиром в работе как для налоговых инспекторов, так и для бухгалтеров. Это уже третья версия свода правил по работе с налогоплательщиками. До этого такие документы выпускались два раза — в августе 2004 года и в сентябре 2005 года. Последний вариант регламента оказался одним из наиболее одиозных — например, в нем устанавливались максимальные сроки ожидания в очередях на прием к инспекторам (не более часа). Кроме этого, в документе напоминалось, что налоговые инспекторы должны относиться к налогоплательщикам, не унижая их чести и достоинства, и отвечать на любые вопросы по телефону. В новой версии документа межличностным отношениям уделено гораздо меньше внимания. Главное отличие нового регламента — в нем указаны конкретные сроки, в течение которых налоговики должны предоставлять налогоплательщикам те или иные документы и информацию. К примеру, выдавать справки о состоянии расчетов с бюджетом инспекторы должны в течение пяти дней, а данные деклараций должны поступать из отдела по работе с налогоплательщиками (принимающего декларации) в отдел, которые заносит данные на лицевые счета компаний, максимум в течение двух дней со дня предоставления отчетности. Однако будут ли выдерживаться эти сроки, зависит только от желания самих налоговых инспекторов. Ведь ответственность за их нарушение не определена и в новой версии регламента. Требовать от налоговых инспекторов исполнения регламента достаточно сложно, соглашается начальник юридического отдела компании "Прадо" Елизавета Макарова. "Но воздействовать на налоговых инспекторов все же можно. Например, писать жалобы на действия конкретных налоговых инспекторов в вышестоящие организации", — считает она. Впрочем, налогоплательщики рассчитывают, что документ им может пригодиться. "Сам по себе регламент составлен хорошо — все процедуры в нем расписаны достаточно четко. Другое дело, как он будет исполняться на практике. Ведь не секрет, что инспекторам приходится работать с тысячами компаний, и успеть внести данные с деклараций в программу в двухдневный срок очень трудно. Мне кажется, что проблему несоблюдения сроков можно решить другим путем — переходом на электронную отчетность", — уверен главный бухгалтер компании "Энергопроект групп" Олег Закурдаев.
|