Испытание Ираком
Война в Ираке подвергла российско-американские отношения тяжелому
испытанию. Проявились серьезные расхождения в подходах к обеспечению международной
и национальной безопасности, в очередной раз о себе заявили силы, недовольные
наметившимся сближением России и США.
Россия, безусловно, разделяла озабоченность руководства США и
Великобритании относительно возможного обретения багдадским режимом оружия массового
уничтожения. Вместе с тем Москва не могла поддержать войну против этого режима.
Причин тому было несколько. Прежде всего, не вызывало сомнений, что операция
в Ираке готовилась, а затем была осуществлена не только для того, чтобы предотвратить
получение Саддамом Хусейном оружия массового уничтожения {эту задачу вполне
можно было бы решить и без крупномасштабных военных действий), но и в силу ряда
других причин. Фактически речь шла о смене режима путем военного вмешательства
извне. Это противоречит принятым сегодня в России взглядам относительно того,
как должны строиться взаимодействия между государствами. Но дело было не только
в этом. В настоящее время отсутствуют согласованные и оформленные в виде норм
международного права механизмы, процедуры и критерии применения силы против
режимов, уличенных или подозреваемых в распространении оружия массового уничтожения,
притеснениях собственного народа или, например, поддержке террористических организаций.
В этих условиях согласие Москвы с американо-британской операцией против Багдада,
в том числе голосование в Совете Безопасности ООН за соответствующую резолюцию,
означало бы легитимизацию применения военной силы в международных отношениях
без ясных критериев того, когда и при каких обстоятельствах такое применение
обосновано, а когда - нет. В итоге правовые и институциональные основы мировой
политики, в том числе ООН и ее Совет Безопасности, были бы серьезно ослаблены.
Кроме того, были все основания предполагать, что война в Ираке обернется длительной
нестабильностью в стране, осложняющей ситуацию в регионе, а также приведет к
подъему исламского терроризма. Эти предположения оправдались. Коалиционные силы
не могут эффективно контролировать положение в Ираке. Он превратился сегодня
в зону "войны всех против всех", там активно действуют исламские террористические
группировки, а перспективы стабилизации политического и военного положения весьма
туманны. Более того, как подтвердили взрывы в Мадриде, война в Ираке стимулировала
исламский терроризм не только на Ближнем Востоке, но и в Европе. Таким образом,
в зоне Персидского залива возник дополнительный очаг нестабильности, негативное
воздействие которого выходит далеко за пределы региона.
Наконец, формулируя свою позицию в связи с войной в Ираке, Кремль не мог не
учитывать внутриполитическую ситуацию в России накануне парламентских и президентских
выборов. Было ясно, и последующие события подтвердили это, что война в Ираке
вызовет серьезный всплеск антиамериканских эмоций и настроений в обществе, которым
не замедлят воспользоваться левая оппозиция и разнообразные националистические
и реваншистские группировки. В этих условиях любая поддержка операции США против
Багдада со стороны российской власти превратила бы ее в мишень жесткой демагогической
критики. Это могло бы осложнить положение в стране, а также дискредитировало
бы внешнеполитическую стратегию президента Путина в глазах определенной части
российского населения.
Вместе с тем в российском руководстве в полной мере отдавали себе отчет, что
поражение США и их союзников в Ираке могло бы иметь весьма тяжелые последствия.
Оно привело бы к подъему террористических движений, воодушевило бы поддерживающие
их режимы, а также страны, стремящиеся к оружию массового поражения. Все эти
и другие деструктивные круги убедились бы в том, что в мире нет государства,
способного в случае необходимости военным путем пресечь деятельность, создающую
угрозы для международного мира и безопасности. Для России ситуация осложнялась
тем, что в значительной мере такого рода режимы обретаются в районах, примыкающих
к российским границам. Таким образом, заявления Москвы об ошибочности американо-британской
операции в Ираке были абсолютно обоснованными. Вместе с тем столь же обоснованным
был и тезис о том, что поражение США не отвечает интересам России.
Война в Ираке не могла не спровоцировать серьезной напряженности в российско-американских
отношениях. В Москве, естественно, вызывало раздражение и озабоченность нежелание
Вашингтона прислушаться к разумным аргументам, найти политический путь решения
вопроса о предполагаемом иракском оружии массового уничтожения и не порождать
серьезных и длительных осложнений на международной арене. В американской администрации,
в свою очередь, позиция России воспринималась как нежелание поддержать партнера
в непростой ситуации. Но при этом отношение Белого дома к России было заметно
более мягким, чем к Франции и Германии, занимавшим, как и Россия, негативную
позицию по поводу американских действий в Ираке.
Преодоление вызванных иракской войной противоречий в отношениях России и США
началось в середине весны 2003 года. 1 апреля 2003 года президент Путин подчеркнул,
что Россия не заинтересована в поражении США и Великобритании. А 3 апреля он
заявил, что Россия не может позволить себе роскошь быть напрямую втянутой в
международные кризисы и что при решении любых проблем Россия всегда сотрудничала
и будет сотрудничать с Соединенными Штатами. Принципиальное значение имело выступление
президента Путина с Посланием Федеральному собранию России 16 мая 2003 года.
В нем, в частности, говорилось: "В современном мире, отношения между государствами
в значительной степени определяются существованием серьезных - мирового масштаба
- реальных и потенциальных угроз. К числу таких угроз мы относим международный
терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные, территориальные
конфликты, наркоугрозу"8.
Это практически полностью совпадает с характерными для республиканской администрации
представлениями об угрозах национальной безопасности. Кроме того, важным политическим
сигналом было то, что, выступая с принципиальным политическим заявлением, российский
руководитель не повторил распространившихся во время иракской войны деклараций
об угрозе со стороны США. Нормализации отношений с США способствовала поддержка
Россией резолюции Совета Безопасности ООН № 1483, легализовавшей, помимо всего
прочего, сформированные США и Великобританией органы управления Ираком. Важно
также, что российская дипломатия, в том числе и на высшем уровне, приложила
усилия для налаживания отношений США с Францией и Германией. В целом же, к лету
2003 года кризис в российско-американских отношениях, вызванный войной в Ираке,
был в основном преодолен, хотя его отголоски дают о себе знать до сих пор.
Заявления российского и американского руководителей, сделанные по результатам
их встречи в США в сентябре 2003 года, подтвердили намерение совместно действовать
против терроризма, распространения оружия массового уничтожения, в том числе
применительно к Ирану и Северной Корее, и других новых угроз. Кроме того, с
обеих сторон было выражено убеждение, что возникающие разногласия не могут подорвать
основу отношений двух государств. Так, президент Дж. Буш прямо заявил: "В
течение многих десятилетий руководители двух наших стран встречались и обсуждали
в основном вопросы ракет, боеголовок, потому что единственное, что было общего
между ними, - это желание предотвратить катастрофический конфликт. В последние
годы Соединенные Штаты и Россия добились огромного прогресса в создании новых
взаимоотношений, сегодня они глубже и шире. Россия и США сегодня являются союзниками
в войне против террора"9.
Президент Путин, в свою очередь, особо подчеркнул, что Россия дорожит "уровнем
отношений с Соединенными Штатами, который достигнут". Важной была его
мысль о том, что расхождения между Россией и США по иракской проблеме касались
не существа дела, но способов ее решения. "У нас, - отметил он, - были
различия по Ираку в способах решения проблемы, но у нас было общее понимание,
что проблема существует. И второе, самое главное - фундаментальные интересы
двух стран. Они гораздо более прочные, чем события, о которых вы упомянули.
И мы как раз в своей деятельности стараемся руководствоваться этими стратегическими
интересами двух государств"10.
Таким образом, высшие политические руководители двух государств признали,
что трудности, связанные с Ираком, исчерпаны или практически исчерпаны. Однако
они прошли бесследно. Иракская война высветила принципиальную, оставшуюся нерешенной
проблему: какие меры и на какой правовой основе должны предприниматься в отношении
режимов, поддерживающих международный терроризм, добивающихся получения оружия
массового уничтожения или занимающихся его распространением, осуществляющих
массовые репрессии против собственного населения. Российская позиция предполагает,
что принудительные действия в отношении таких государств должны опираться только
на решения Совета Безопасности ООН. В этом есть своя логика: пока только Совет
Безопасности ООН является признанной всеми институцией, обладающей легитимным
правом принимать решения о принудительных мерах, в том числе использовании силы.
Но в Вашингтоне исходят из того, что ООН в целом и ее Совет Безопасности далеко
не всегда могут принять оперативные решения, отвечающие интересам национальной
безопасности США. Америка, полагают в нынешней американской администрации не
должна и не может ставить свою безопасность в зависимость от позиции ООН или
союзников.
Кроме того, в результате иракской войны и в российском, и в американском истеблишменте
усилилось представление, что, несмотря на партнерские отношения, Россия и США
далеко не всегда склонны считаться с интересами друг друга. В итоге, неготовность
полностью принять позицию друг друга, например, по вопросам российского сотрудничества
с Ираном или американской позиции в отношении недавних событий в Грузии превращаются
в своего рода испытания на прочность всего комплекса отношений между Россией
и США. Они интерпретируются как противоречия, способные подорвать всю систему
новых отношений между Москвой и Вашингтоном.
Иракская война усилила действие сформировавшихся до нее и независимо от нее
негативных политико-психологических факторов в российско-американских отношениях.
В частности, в России и США далеко не всегда адекватно понимают стиль и логику
политического мышления друг друга, а также озабоченность другой стороны. Так,
российскому политическому классу не просто осознать, что для Вашингтона неприемлемо
восстановление на территории бывшего СССР государства, обладающего значительным
ядерным потенциалом и способного реализовать враждебную США политику. Это воспринимается
как стремление "вытеснить" Россию из зоны ее традиционных интересов.
Кроме того, российская элита, видимо, не в полной мере отдает себе отчет в том,
что антиамериканские декларации весьма серьезно воспринимаются в США, особенно
учитывая, что Россия является и в обозримом будущем останется способной уничтожить
США.
В свою очередь в Вашингтоне не всегда осознают комплексы, испытываемые значительной
частью российского общества после краха Советского Союза. И потому американской
элите стоило бы отказаться от проявляющегося временами "высокомерия силы",
тем более что, как показывают события в Ираке, военная сила (даже в сочетании
с экономической мощью) далеко не всегда способна решить политические проблемы.
В этом контексте особое внимание приобретает вопрос о реконфигурации американского
военного присутствия в Европе, особенно возможность появления американских баз
в Польше. США могли бы подать пример своим союзникам и ратифицировать адаптированный
Договор об обычных вооруженных силах в Европе, а также воздержаться от развертывания
своих войск в Польше. Эти и, возможно, некоторые другие шаги со стороны США
свидетельствовали бы о готовности учесть озабоченности российской стороны, даже
если эти озабоченности представляются в Вашингтоне не слишком обоснованными.
Россия и США: перспективы отношений
После иракской войны стало ясно, что российско-американские отношения
обрели прочную основу. Она сложилась в результате объективного совпадения важных
интересов безопасности двух стран, что оказалось более значимым, чем унаследованные
от прошлого стереотипы, фобии и идеологические комплексы. И потому вопрос о
перспективах отношений двух государств во многом сводится к другому вопросу:
в какой мере развитие мировой политики подталкивает Россию и США к сотрудничеству
друг с другом, а в какой - создает между ними сложности и противоречия?
Формирование относительно устойчивого мирового порядка далеко
от завершения. Постоянно появляются новые факторы неопределенности и глубоких
перемен. Но некоторые важные тренды обозначены достаточно отчетливо. В частности,
вырисовывается тревожная, но, видимо, неизбежная перспектива длительного противоборства
между ответственными, стремящимися к стабильности и развитию государствами и
экстремистскими силами, движениями и режимами. Последние руководствуются агрессивными
идеологиями, объявляющими очередную "священную войну" всем тем, кто
придерживается иных взглядов. В этой роли чаще всего выступает радикальный ислам.
Об этом свидетельствуют трагические события 11 сентября 2001 года, последовавшие
за ними войны в Афганистане и Ираке, периодические обострения палестино-израильского
конфликта, сложная обстановка вокруг иранской ядерной программы, террористические
акты в Москве и Мадриде и т. д.
Этот конфликт - следствие глубоких необратимых процессов мирового
развития. Расширяется число государств, которые вовлечены в становление глобальной
экономики и глобальных институтов, но пока еще не готовы к активному участию
в них. Многие из них относятся к исламскому миру. Включение в глобализацию,
ставшее необходимым условием развития, невозможно без модернизации социальных
и правовых норм, политических институтов и процедур, вообще всей системы социальных
отношений. Но это приводит к разрушению традиционных культур, идеологий и институтов,
снижению статуса традиционных групп, в том числе элитных, их постепенному исчезновению.
В итоге возникает сопротивление переменам. Во многом оно исходит от традиционных
слоев, в том числе элит, которые не способны адаптироваться к новым условиям.
В идеологическом плане сопротивление переменам чаще всего выражается
в обращении к радикальным доктринам, идеализирующим прошлое, видящим в происходящих
в мире изменениях моральную деградацию. В политическом плане оно часто сводится
к попыткам изолировать общество от внешней среды. Такая изоляция, даже частичная,
неизбежно приводит к накоплению кризисных явлений. Таким образом возникает потребность
направить нарастающее раздражение масс вовне, нацелить его на те страны и регионы,
которые либо являются символом и источником перемен, либо по иным причинам вызывают
недовольство и даже ненависть значительных социальных групп. Такая стратегия
нередко получает поддержку масс. Мифологизированное сознание традиционного общества
всегда склонно искать причины собственного неблагополучия в действиях внешних
"злых сил".
В предельном варианте, сопротивление переменам выливается в силовую
конфронтацию. Нехватка военной мощи предопределяет, что главным оружием экстремистских
сил и режимов становятся террористические акции. Терроризм как стратегия привлекателен
для его организаторов, в частности, тем, что при надлежащем исполнении террористические
удары способны деморализовать развитые страны, весьма уязвимые и в технологическом,
и в психологическом отношениях. Масштабы террористических актов возрастают,
и - что еще опаснее - террористы могут прибегнуть к ядерному, химическому или
биологическому оружию. Складывается система координации действий исламских и
левацких террористических движений. Главными объектами террористических атак
стали в последние годы Россия, США, Израиль и Индия. Не застрахованы от этого
бедствия Китай и европейские государства.
Возрастание угроз, порождаемых исламским терроризмом, предопределяет
долгосрочную общность стратегических интересов России и США. Об этом написано
и сказано в последние годы немало. Но вот что важно. Хотя США являются наиболее
мощной в военном и экономическом отношениях державой, успешно противостоять
исламскому терроризму в одиночку Америка не может. Об этом, в частности, свидетельствует
развитие событий в Ираке после окончания фазы боевых действий. Более того, применение
регулярных вооруженных сил может играть ограниченную роль в нейтрализации активных
террористических сетей, значительная часть которых развернута за пределами исламского
мира. Борьба с ними - задача прежде всего разведывательных и полицейских служб.
Учитывая международный или, точнее, трансграничный характер террористических
сетей, сотрудничество специальных служб развитых государств, в первую очередь
постоянный обмен информацией, является важным фактором успеха.
Однако активные боевые террористические организации и сети -
лишь своего рода "верхушка айсберга" Его основную массу составляют
многочисленные идеологические структуры и финансовые организации, за которыми
стоят традиционные элиты ряда исламских стран. Положение осложняется появлением
в последнее десятилетие "несостоятельных" государств, а также образованием
неподконтрольных легитимным национальным правительствам "серых" зон
и районов. В некоторых из них возникли своего рода непризнанные, нелегитимные
государства, другие - просто находятся под контролем преступных группировок.
Последние заняты чаще всего наиболее опасными криминальными промыслами: наркобизнесом,
торговлей оружием, отмыванием денег и незаконным перемещением людей - там находят
убежище международные террористические организации.
Это означает, что для успешного противостояния терроризму требуются
комплексные, хорошо скоординированные действия не только специальных служб и
правоохранительных органов, но большинства государственных ведомств. Такая координация
становится еще более значимой, когда речь идет о противодействии распространению
оружия массового уничтожения. При этом невозможно обойтись без согласования
внешнеполитических позиций и курсов государств, озабоченных появлением на мировой
арене новых ядерных держав. Иными словами, сформировавшиеся сети международного
терроризма, переплетающиеся с каналами распространения оружия массового уничтожения,
незаконных финансовых трансакций, наркоторговли могут быть подавлены только
столь же разветвленными системами сотрудничества ответственных государств.
Важно при этом, что "традиционные" союзники США - европейские
государства - все чаще склоняется к тому, что противодействие экстремистским
режимам с помощью военной силы может привести к обратным результатам; консолидировать
экстремистские силы и расширить их политическую и социальную базу. Вооруженные
силы европейских государств, за исключением Франции и Великобритании, вообще
не способны к более или менее серьезным акциям за пределами континента. Их адаптация
к новым угрозам требует крупных финансовых затрат, к которым европейцы пока
не готовы. Возможно, поэтому в Европе ставка делается на мягкие, преимущественно
политические решения, принятые на многосторонней основе, нацеленные на вовлечение
опасных режимов в международные структуры. Между тем ситуация на мировой арене
нередко требует немедленной, жесткой силовой реакции, в том числе превентивных
действий, направленных не только на уничтожение террористических группировок
и сетей, но и на ликвидацию всей инфраструктуры терроризма. Поэтому на первое
место выходит вопрос не о целесообразности, но об эффективности силовой политики.
Политические методы могут и должны дополнить силовые решения там и тогда, где
и когда речь идет об изоляции террористических группировок, мобилизации умеренных
сил в исламском мире, создании тех или иных антитеррористических коалиций.
Все это дает основания полагать, что Россия, в потенции, является
не менее, а, может быть, и более важным партнером США по противодействию терроризму
и распространению оружия массового уничтожения, чем европейские государства.
Но для реализации этого партнерства, становящегося все более важным фактором
безопасности, необходимо от деклараций о партнерстве перейти к его практической
реализации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1"Совместная пресс-конференция Президента Российской Федерации
В. В. Путина и Президента США Дж. Буша. 16 июня 2001". - www.president.kremlin.ru/events/236/html.
2"Беседа Президента Российской Федерации В. В. Путина с руководством представительств
ведущих американских СМИ. 18 июня 2001". - www.president.kremlin.ru/events/242/html.
3См. В. Соловьев. Ревизия люблинской встречи. - "Независимая
газета", 22 июня 2001 года.
4"Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента
Соединенных Штатов Америки по стратегической стабильности". - www.president.kremlin.ru./summit2/s2__doc6ru/html.
5А. Стент. Америка и Россия: партнерство после Ирака? - "Pro
et Contra", весна 2003, т. 8, № 2, стр. 165.
6"Заявление Президента России В. Путина". -www.president.kremlin.ru/text/appears/2001/12/
23746.shtml/
7См. "Совместная декларация Президента В. В. Путина и Президента
Дж. Буша о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки". - www.mid.ru.
8http: //www.president.kremlin.ru/text/appears/446 2 3.shtml.
9"Заявления Президента России и Президента Соединенных Штатов
Америки и ответы на вопросы журналистов по окончании переговоров. 27 сентября
2003 года". - www.president.kremlin.ru/text/
appears/ 2003/09/5295Lshtml.
10Там же.
«Свободная мысль», 2004. - № 4
|